Терри Пратчетт вики
Advertisement
Nac Mac Feegle
Красно-синее существо стукнулось в дверь и выпрямилось, превратившись в синего человечка дюймов шесть ростом и с огненно-рыжими волосами. В руках у человечка был маленький меч – ну, или большой, это как посмотреть. Меч был лишь чуть меньше своего хозяина. …Агнесса уставилась на пиктси. По шкале эфирности от одного до десяти он выглядел так, словно принадлежал к какой-то другой шкале, зарытой глубоко в океанском иле. Синева кожи маленького человечка объяснялась татуировками и боевой раскраской. Ярко-рыжие волосы торчали во все стороны. Его единственной реакцией на температуру на улице была набедренная повязка.
 
— "Carpe Jugulum"

Нак Мак Фиглы — раса в серии книг «Плоский мир» Терри Пратчетта, разновидность фей. Иногда их также относят к лепреконам, с которыми у них наблюдается большое сходство[1]. Сами предпочитают называть себя пиктси или «Маленьким свободным народом».

Описание[]

Это гуманоидная раса ростом в шесть дюймов, с кожей, так густо покрытой татуировками, что она кажется синей, и огненно-рыжими волосами. Обычно они носят килт, надевают шлемы, сделанные из кроличьих или беличьих черепов. Фиглы любят украшать свои бороды и причёски перьями, бусинками и всем, что придётся им по вкусу. Фиглы всегда носят с собой меч, но больше для вида, потому что в бою предпочитают бить ботинками и головой.

Места обитания и быт[]

Нак Мак Фиглы — самая опасная разновидность фей, особенно они опасны в пьяном виде. Их излюбленное времяпрепровождение — пьянство, драки и воровство. На Плоском мире вероятной средой их обитания являются Овцепикские Горы и предгорья. Точная численность фиглов неизвестна, так как они обладают сверхъестественной способностью оставаться вне поля зрения людей.

Нак Мак Фиглы предпочитают селиться в древних королевских захоронениях, где они выкапывают себе уютные пещерки в грудах золота. Обычно на таких курганах растут один-два старых дерева — фиглы предпочитают старые деревья, из стволов которых получаются отличные дымоходы. Под деревьями скрывается кроличья нора, на самом деле - замаскированный вход в курган. Для правдоподобности вокруг валяются кроличьи катышки и, если на фиглов напало вдохновение, клочки шерсти.

Мужчины составляют абсолютное большинство населения. Нак Мак Фиглы живут кланами. Принадлежность к клану можно определить по татуировкам, густо покрывающим их кожу. Кланами Нак Мак Фиглов правят женщины, которых называют "кельда". Кельды Нак Мак Фиглов отличаются высокой плодовитостью и способны выносить двадцать и больше детей единовременно. По неизвестным причинам на каждые пять сотен мальчиков рождается только одна девочка. Подросшая девушка должна оставить свой клан и присоединиться к чужому клану, правительница которого умерла, либо скоро умрёт. Вместе с нею уходят и часть её братьев, которые становятся её телохранителями. Девушки выходят замуж за «первого мужчину клана» — как правило самого храброго воина среди многочисленных сыновей старой кельды и остаются в клане, чтобы стать его новой кельдой и родить несколько сотен крошечных, храбрых, вспыльчивых воинов. В случае, если молодая девушка-пиктси достигла брачного возраста, но рядом не оказалось клана, в котором бы нашлось для неё место, пиктси из других кланов могут присоединиться к ней и дать начало новому клану, но это бывает очень редко.

Кельда — правительница, советчица и мозг клана, которая думает за весь клан. Нак Мак Фиглы признают, что у одной женщины столько же мозгов, сколько у пяти сотен мужчин вместе взятых. Девушкам, покидающим родной клан, дают с собой бутылку с водой из кожаного котла её матери. Эта вода содержит в себе капли воды из котла матери её матери и так далее. Теоретически (а на Плоском Мире теории обычно подкрепляются практикой, даже если они неверны, благодаря «повествовательной причинности»), бутылка содержит воду из котлов кельд с доисторических времён. Смешивая воду из бутылочки с водой в своем собственном котле и выпивая смесь, кельда может читать память всех кельд, живщих до неё. И даже, что более загадочно, тех, кто ещё не родился. Мужчины клана не задают вопросов, безоговорочно соглашаясь с полным таинств кельдованием и признавая, что ничего в этом не поймут. Они воюют, охотятся и добывают продовольствие. Добычей является всё, что не прибито гвоздями (а что прибито, то забирается вместе с гвоздями), в том числе и крупный рогатый скот, например коровы, если соберется достаточно добытчиков, чтобы поднять её — то есть по одному под каждое копыто.

Каждый клан имеет своего гоннагла[2], или певца битв, чьей обязанностью является создание ужасающих баллад, распеваемых во время баталий для деморализации противника. Хорошо обученный гоннагл может сочинить балладу, взрывающую уши противников. Их основное снаряжение — «визжаль» (волынка, сделанная из мышиной кожи, часто украшенная неотрезанными мышиными ушами). Визжаль способна издавать звуки в ультразвуковом диапазоне, являясь в некотором роде дополнительным оружием. Как правило, гоннаглы не остаются в одном клане навсегда, время от времени они переходят в другой клан, чтобы научить фиглов из других кланов новым песням и обычаям.

Как и многие сказочные создания, Нак Мак Фиглы способны переходить из одной реальности в другую. Очень похоже, что они могут проникнуть в любой параллельный мир, в том числе и существующий лишь в чьём-то воображении. Во время событий книги «Шляпа, полная небес» фигл Явор Заядло проник в сознание Тиффани Болен, чтобы помочь ей справиться с захватившем её тело Роителем, инородным бестелесным существом. Так же легко они могут покинуть другую реальность. Единственные места, из которых фиглам по некоторым причинам не удаётся выйти без проблем, это кабачки и пабы.

Пиктси с подозрением относятся к написанным словам, веря, что если твоё имя окажется записанным на бумаге, ты отправишься прямиком в тюрьму. У них есть мечи, которые начинают светиться в присутствии адвокатов. Однако, в поздние времена некоторые высокогорные кланы стали применять законы в качестве оружия, поэтому в целях безопасности никогда, никогда не подписывайте контракты с Нак Мак Фиглями. Шестидюймовые человечки способны писать исключительно мелкими буквами.

История и религия[]

Когда-то давно Нак Мак Фиглы жили в том же измерении, в котором правит королева эльфов, и были её подданными. Известно, что они были изгнаны из страны эльфов, по словам самих фиглов - за то, что они протестовали против её злобной и тиранической власти. Однако, по слухам и некоторым оговоркам, настоящей причиной изгнания было их беспробудное пьянство.

У пиктси распространено очень необычное поверье. Они считают, что они мертвы и ведут загробную жизнь в неком подобии Валгаллы, где получают право есть, пить, воровать и драться, сколько влезет. Это поверье может дать полное представление об их обычном поведении. Когда фигл умирает, не принято слишком сильно скорбеть по нему, и его братья печалятся лишь тому, что он так мало побыл вместе с ними, прежде чем вернуться в Земли Живых, которые они также называют «Догробный Мир».

В Овцепиках существует множество легенд об этом волшебном народе. Одна из таких легенд гласит, что если вы оставите шестипенсовую монету и неподкованную лошадь неподалеку от кургана фиглов, на следующий день вы не найдёте ни денег, ни лошади[3]. Также говорят, что если оставить фиглам молоко в блюдечке, то они ворвутся в ваш дом и выпьют все запасы спиртного.

Известные кланы и личности Нак Мак Фиглей[]

Клан Мелового холма[]

  • Старая кельда - мать большинства ныне живущих фиглов клана. Была кельдой более 70 лет.
  • Вильям Гоннагл - бывший гоннагл клана, последний оставшийся в живых брат старой кельды, 96 лет от роду. Родом из горного клана (неназванного по имени), после смерти сестры вернулся в родной клан.
  • Явор Заядло - нынешний Большой Человек клана.
  • Туп Вулли - помощник Явора, лучший добытчик клана[4].
  • Грамазд Йан - самый высокий фигл клана.
  • Хэмиш Летун - специалист по полётам на птицах, мётлах и вообще всему, что может летать.
  • Фион - дочь старой кельды, после замужества - кельда клана Медной горы.
  • Не-так-громазд-как-середний-Джок-но-погромаздей-чем-мал-Джок Джок - ученик Вильяма, начинающий гоннагл. После замужества Фион переселился с ней в клан Медной горы.

Клан Долгого озера[]

Ранее проживал в Убервальде, пока не был изгнан вампирами из семьи Сорокул. Сейчас обитает в Ланкре.

  • Большая Агги - нынешняя кельда клана. По меркам фиглей - великанша (около 30 см ростом).
  • Джинни - дочь Большой Агги, нынешняя кельда клана Мелового холма, жена Явора Заядло.
  • Ой-как-мал Билли Мордаст - брат Джинни, нынешний гоннагл клана Мелового холма.

Неизвестный клан[]

Язык Нак Мак Фиглей[]

Перевод некоторых слов и выражений Фиглей, с поправкой на требования приличий[5].

  • Большой Человек — предводитель клана (как правило, муж кельды).
  • Брос — овсянка с добавлением капельки какого-либо крепкого напитка. Или не капельки. Употреблять с осторожностью: вызывает рост волос на груди.
  • Бураны — покрытые густой шерстью создания, которые едят траву и блеют. Не путать с известным погодным явлением.
  • Верзуны — люди.
  • Всекарга — очень важная ведьма.
  • Глазья — глаза.
  • Гоннагл — бард клана, искусный музыкант, поэт и рассказчик.
  • Гюйс — очень важное обязательство, нарушить которое невозможно в силу традиций и магического подкрепления. Не пернатое.
  • Догробный мир — понятие, связанное с верой Фиглей в то, что они мертвы. Наш мир так прекрасен, утверждают они, что наверняка сюда после смерти попадают те, кто хорошо вёл себя при жизни. Поэтому когда кто-то из Фиглей умирает здесь, он просто возвращается к жизни в Догробном мире, который, в их представлении, является довольно скучным местом.
  • Заморочный — жуткий, странный, иногда — почему-то — продолговатый.
  • Зубдамс — клятвенное заверение.
  • Изводиться — волноваться, переживать.
  • Карга — ведьма, независимо от возраста.
  • Карговство — всё, что делает ведьма.
  • Кельда — матриарх клана, а в преклонном возрасте — мать большинства его членов. Фигли рождаются очень маленькими, а растут быстро; в течение жизни кельда становится матерью сотен сыновей.
  • Кирдыкс — конец, смерть, погибель.
  • Навостряк — настороже, осторожно, с оглядкой.
  • Нахрюксаться — меня заверили, что это означает «переутомиться».
  • Невтерпь — невтерпёж, страстное желание чего-либо: «Чаю охота, аж невтерпь».
  • Обуделаться — гм, как бы помягче выразиться… очень, очень сильно испугаться. В таком смысле.
  • Ой-ёй-ёй — традиционное причитание.
  • Особая овечья притирка — прошу прощения, но это, скорее всего, не что иное, как самогон. Никто не знает, как притирка действует на овец, но говорят, капелька этого напитка согреет пастуха в холодную зиму, а Фигля — в любое время года. Не пытайтесь изготовить её самостоятельно.
  • Пискля — слабак.
  • Разбредовина — чепуха, глупость.
  • Раскудрыть! — восклицание, которое может означать всё что угодно, от «надо же!» до «мое терпение лопнуло — спасайся, кто может!».
  • Расхиляй — см. угрязок.
  • Спог — кожаный мешочек, носится на поясе спереди. Фигли хранят там памятные вешицы, остатки еды, интересных насекомых, щепки и веточки, которые могут пригодиться, счастливые комья грязи и т. д. Исследовать содержимое спога на ощупь — очень плохая идея.
  • Старукса — женщина преклонного возраста.
  • Судьбонос — важное событие в жизни, которое может оказаться роковым.
  • Таинствия — секреты, тайны.
  • Тубзя — туалет.
  • Угрязок — бесполезный член общества.
  • Упариловка — нечто вроде сауны. Встречается только в больших курганах горных кланов, где есть источники воды в достаточном для регулярных водных процедур количестве. Фигли Меловых холмов считают, что, когда грязи на теле скапливается достаточно, она отваливается сама.
  • Ушкан — маленький пушистый зверёк с длинными ушами и круглым хвостом. Также известен как кролик. Мясо ушканов очень вкусное, особенно под улиточным соусом.
  • Чувырла — очень нехороший человек/зверь/другое.
  • Чудила — редкостно нехороший человек/зверь/другое.
  • Чучундра — нехороший человек/зверь/другое.
  • Шкрябиловка — письменность.

Примечания[]

  1. Которое сами фиглы с негодованием отвергают. Отношения между фиглами и лепреконами можно сравнить с отношениями между шотландцами и джорди (англичанами-северянами): взаимная неприязнь при очевидном (и категорически отрицаемом обеими сторонами) сходстве.
  2. Название «гоннагл» происходит от имени известного шотландского поэта Уильяма МакГоннагала, за которым укоренилась слава самого плохого англоязычного поэта.
  3. Пародия на легенду о Кузнице в Вейлэнде.
  4. Вопреки прозвищу, Вулли вовсе не туп - скорее, чрезвычайно прямодушен, благодаря чему постоянно допускает бестактные оговорки и разбалтывает мелкие секреты клана.
  5. Здесь и далее примечания авторские.

Галерея[]

Advertisement